[болг. Натанаил] (Бойкикев (Стоянов, Станков) Недялко (Нешо); 26.10.1818 (по др. данным, 1820), с. Кучевиште близ г. Скопье - 18.09.1906, Пловдив), митр. Пловдивский Болгарской Православной Церкви, общественный деятель, писатель, переводчик. Род. в крестьянской семье, родной брат болг. революционера Златана Стоянова-Бойкикева. Начальное образование получил в Кучевиштском мон-ре в честь архангелов Михаила и Гавриила под рук. иером. Манасии, к-рого всю жизнь считал своим духовным наставником. В апр. 1835 - июле 1836 г. изучал слав., болг. и греч. языки у Н. Тонджорова в г. Самокове. Затем переехал в г. Прилеп, где учился у Г. Самуркашева, вместе с к-рым перевел с греческого на болг. язык трактат «Еврейское служение и все их злодейства...» (Служение еврейско и все злотворение нихно со показание от свещено и божествено писание ветхо и новое. [Солун], 1839). Решил принять монашество на Афоне, однако родители не поддержали его желание, поэтому весной 1837 г. обручился с односельчанкой. Потом без ведома родителей ушел на Афон и 27 июня 1837 г. в мон-ре Зограф принял монашество. С согласия российского правительства 20 авг. 1839 г. был зачислен в Кишинёвское ДУ. Летом 1840 г. посетил Одессу, где познакомился с болгарскими просветителями В. Априловым и Ж. П. Русевым (известным под псевдонимом Захария Княжеский), с которым впоследствии поддерживал переписку. С этого времени активно участвовал в болгарском культурном движении в Российской империи. В 1840/41 г. перевел с русского на болгарский язык «Краткий катехизис» митр. Московского Филарета (Дроздова) (Сокращений катихизис. М., 1847), «Поучение святительское к новопоставленному иерею» (Святителское поучение к новопоставленнаго свещеника, което е изписано из правилата на святи апостоли и святи отци. М., 1847. Новий Сад, 18562) и совместно с З. Княжеским «Зерцало христианское» (Зерцало или Огледало християнское, което содержава мисли спасителни и увещания душеполезни и весма нужни за всякаго християнина, който желае да познай своето християнско живеяни и евангелската истина. М., 1847). Летом 1843 г. в Одессе участвовал в собрании (вече) болг. студентов, выступивших за активную пропаганду среди болгар идеи восстановления независимой от К-польской Патриархии Болгарской Церкви.
В 1843 г. окончил Кишинёвское ДУ и поступил в Кишинёвскую ДС. С разрешения Синода в мае 1845 г. был переведен в Херсонскую ДС. 14 марта 1847 г. обратился в духовно-учебное управление при Синоде за разрешением на поступление в КДА после окончания Херсонской ДС, но получил отказ. Однако летом 1847 г. прибыл в Киев и в конце авг. успешно сдал вступительные экзамены в КДА. 25 сент. 1847 г. митр. Киевский Филарет (Амфитеатров) попросил у обер-прокурора Свящ. Синода Н. А. Протасова разрешение принять Н. на обучение в КДА. В результате определением Синода от 24-29 окт. 1847 г. он был зачислен в состав студентов 1-го курса КДА: в документах КДА числится под фамилией Стоянович. Весной 1848 г. заболел тифом и провел неск. месяцев в больнице. Летом путешествовал по Бессарабии, распространяя среди болгар свои переводы церковных книг. В г. Аккерман (ныне Белгород-Днестровский Одесской обл.) был задержан полицией по подозрению в революционной агитации и направлен в Одессу, где содержался под стражей. Но вскоре был освобожден по ходатайству архиеп. Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова).
Во время обучения на 2-м курсе КДА митр. Филаретом 20 нояб. 1848 г. был рукоположен во диакона, а 24 нояб.- во иерея. В студенческие годы поддерживал переписку с болг. деятелями, проживавшими в Османской империи и в России. Переводил на рус. язык публикации о болг. церковных событиях из болг. ж. «Константинопольский вестник» (Цариградски вестник) и направлял свои переводы в Императорскую канцелярию в С.-Петербурге. В 1851 г. представил на рассмотрение Конференции КДА выпускное соч. «О независимости Болгарского архиепископства от Константинопольского Патриархата в древние и позднейшие времена» (НБУВ ИР. Ф. 304. Дис. 23): согласно постановлению Конференции КДА от 7 авг. 1851 г., утвержденному Свящ. Синодом 7 сент. 1852 г., получил степень кандидата богословия.
В 1852 г. с разрешения Синода побывал в Москве и С.-Петербурге. В Москве встретился с митр. Филаретом (Дроздовым), посетил Московский ун-т, Троице-Сергиеву лавру и МДА. 24 февр. 1852 г. присутствовал на похоронах Н. В. Гоголя. В С.-Петербурге общался с митр. Новгородским и С.-Петербургским Никанором (Клементьевским), обер-прокурором Протасовым, ректором СПбДА архим. Макарием (Булгаковым; впосл. митр. Московский и Коломенский) и др. иерархами, церковными и гос. деятелями, к-рых убеждал в необходимости поддержать болгар в их стремлении возродить национальную автокефальную Церковь.
В нач. июня 1852 г. выехал в Прагу, где встречался со славистами П. Й. Шафариком, В. Ганкой и др. Передал Й. Ф. Шумавскому для издания и дальнейшего распространения среди болгар в Османской империи свои переводы сочинений «Указание пути в Царство небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) (Инокентий, еп. Камчатски, Курилски и Алеутски. Указание пъти, кой води в царство небесно: Разговор из поучении. Прага, 1853) и «Наставление христианское» свт. Тихона Задонского (Тихон Задонски, св. Кратко християнско наставленийе. Прага, 1853. Котел, 18682). Посетил Вену, Будапешт, Сремски-Карловци, мон-ри на Фрушка-Горе, Белград, Брэилу, Галац и др. города.
В сент. 1852 г. Н. прибыл в мон-рь Добровэц близ г. Яссы, на подворье Зографа, где перевел на болг. язык Житие прп. Димитрия Басарбовского (Краткое сказание за прп. отца нашего Димитрия Басарбовскаго, коего мощи почиват в Унгро-Влахийска в Букурещ митрополитска църква. Цариград, 1858). 11 апр. 1853 г. вернулся в Зограф. В 1854 г. был назначен экзархом (управляющим имуществом) мон-ря Добровэц в связи с необходимостью особого надзора в условиях Крымской войны. 25 авг. 1857 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1864 г. освобожден от обязанностей экзарха в связи с выводом мон-ря Добровэц из подчинения Зографа согласно принятому в Румынии в дек. 1863 г. закону о секуляризации церковного имущества. Остался в Румынии как частное лицо, жил близ г. Яссы, занимался делами местной болг. общины. Издал перевод «Краткого объяснения Божественной Литургии» (Кратко изъяснение на божествена литургия. Браила, 1864). В 1869 г. в г. Брэила принял участие в учреждении Болгарского лит. об-ва (с 1911 - Болгарская АН), стал его действительным членом.
В 1870 г. Н. полностью поддержал создание независимого Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь). Летом 1872 г. был избран митрополитом Охридско-Преспанским в юрисдикции Болгарского Экзархата (см. в ст. Охрид), хиротония состоялась 24 сент. в болг. храме первомч. Стефана в Стамбуле. Но потом он почти полтора года ожидал в Стамбуле разрешения от султанского правительства на управление епархией. В это время на основе своего канд. соч. составил и издал кн. «О Юстиниановых правах Охридской архиепископии, или О церковной независимости и самостоятельности Охридско-Болгарского священноначалия» (За Юстинианови права на Охридска архиепископия, или За църковна независимост и самостоятелност на Охридско-Българско священоначалие. Цариград, 1873), где изложил историю Церкви в Болгарии и Македонии и обосновал право Церкви в Болгарском княжестве на автокефалию в связи с особым статусом Архиепископии Первой Юстинианы, отождествляемой им с Охридской архиепископией. Получив в марте 1874 г. разрешение от османских властей, в нач. апреля прибыл в Охрид, где его торжественно встретили ок. 30 тыс. жителей. Вопреки активному противодействию греч. духовенства осуществлял регулярные поездки по епархии и служил в храмах.
В 1877 г., после начала русско-тур. войны, был вызван в Стамбул из-за подозрений в нелояльности к тур. правительству. В февр. 1878 г., после подписания Сан-Стефанского мирного соглашения, был принят главнокомандующим российской армии вел. кн. Николаем Николаевичем, к-рому выразил благодарность за освобождение болгар от тур. господства. Отрицательно воспринял результаты Берлинского конгресса (1878), согласно к-рым обл. Македония осталась в составе Османской империи. Стал одним из организаторов Кресненско-Разложского восстания (1878-1879), участники которого надеялись добиться пересмотра решений Берлинского конгресса и включения Вост. Македонии в состав Болгарского княжества. С 7 дек. 1878 г. руководил действиями повстанцев из пограничных городов Болгарии. Являлся сторонником партизанской (четнической) тактики борьбы, которая не получила поддержки среди др. организаторов восстания. 25 мая 1879 г. ввиду очевидности поражения восстания приказал отрядам (четам) прекратить борьбу. Не имея возможности вернуться в Македонию, до конца жизни оставался в Болгарии. 4 дек. 1879 г. назначен митрополитом Ловечским (см. Ловчанская епархия Болгарской Православной Церкви). В марте 1891 г. избран митрополитом Пловдивским (см. Пловдивская епархия Болгарской Православной Церкви).
Н. был автором многочисленных статей в болг. периодике (под псевдонимами Н. Богдан, А. Богдан, Богдан Богомолец и др.), посвященных проблемам церковной жизни. Издал множество переводов с русского на болг. язык духовно-поучительной лит-ры. Написал воспоминания о своей жизни, начиная с детства и заканчивая назначением на Пловдивскую кафедру (изданы после его смерти: Жизнеописание митр. Охридо-Пловдивскаго Натанаила: Автобиографични бележки // СбНУНК. 1909. Кн. 25 (7). Д. 1. С. 1-77), к-рые являются важным источником по истории болг. освободительного движения ХIХ в. Значительная часть личного архива Н. осталась в Охриде, где сгорела при пожаре в 1882 г. Похоронен во дворе Успенского кафедрального собора в Пловдиве.